Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Syringa: syringa.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 436715 зарегистрирован более 1 года назад

Syringa

настоящее имя:
Елена
популярность:
28733 место -12↓
рейтинг 478 ?
Привилегированный пользователь 4 уровня
Портрет заполнен на 52%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 51

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Если совесть больна, сердце может...

  15.05.2014 в 18:54   176  

Если совесть больна, сердце может начать функционировать неправильно, считает кардиолог Александр НЕДОСТУП.

Вместилище души

Почему возникают болезни сердца? Не потому ли, что оно не выполняет свой долг, в нём слишком мало любви, слишком много злобы? С этих вопросов началась наша беседа с известным кардиологом, доктором медицинских наук, профессором, председателем исполкома Общества православных врачей России Александром Недоступом.

– Знаете, я много читал об этом у святых отцов. Талантливый хирург святитель Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривал сердце – орган, реально существующий в человеке, – как вместилище души или любви, во всяком случае, каких-то нематериальных качеств или субстанций. Они тоже реально существуют, но их нельзя увидеть, «поймать», пощупать руками. Хотя мы до тонкостей представляем сейчас анатомию человека, святым отцам было открыто гораздо больше, чем нам. Вот почему, несмотря на все свои медицинские познания, мы должны склонить головы перед мнением святителей, вдуматься в то, что оно означает, не торопиться усомниться в нём.

– Они имели духовное зрение, которого у нас нет.

– Да, святители имели духовные очи. Их не могут заменить никакие приборы учёных.

– В русском языке есть слова и выражения, которые свидетельствуют о знании простыми людьми духовных свойств сердца: «добросердечный», «милосердный», «любящее сердце», «сердце-вещун», «что на сердце легло» и так далее. В них сконцентрирован народный опыт, который не бывает ошибочным. Потому и сохраняются в веках эти слова и выражения, что в них запечатлена истина.

– Конечно же, сердце уникально устроено анатомически и физиологически, но ещё и теснейшим образом связано с состоянием духа. Только как осуществляется эта связь, для обычного человека непостижимо. Мой добрый знакомый, отец Сергий Желудков, в подобных случаях говорил: «Это сверхразумно». То есть не помещается в моём уме, и я смиренно склоняюсь перед мнением святителей.

Смерть от греха

– Так повреждает ли сердце нехватка любви, избыток злобы?

– Сердце очень тесно связано с эмоциональной, душевной природой человека. Оно обязательно реагирует на все наши душевные движения. Это пришло со временем, в процессе развития. Те отделы сердца, которые очень древние (они есть и у других живых существ), слабо реагируют на внешние раздражители. А наиболее молодые (они есть у человека, но их нет, скажем, у черепах, лягушек) очень тесно связаны с внешней средой. В случае опасности, тревоги, стрессовых ситуаций человеку нужно обеспечить очень интенсивную, быструю, мощную работу сердца, потому что приходится бежать, нападать, обороняться и т. д. В сердце есть нервное образование – синусовый узел, скопление таких клеток, которое как раз служит связующим звеном между внешней средой и средой организма.

Сердце должно тонко реагировать и на состояние внутреннего мира. Каким образом? Меняя, во-первых, интенсивность сокращений и, во-вторых, ритмику. Это очень тонкое устройство. И, конечно, сильные эмоции любого характера влияют на работу сердца. И любовь тоже.

– В какую сторону?

– В сторону учащения биения пульса. Не бывает так, чтобы у человека, объятого какими-то нежными, но страстными чувствами, сердце работало медленно, совсем спокойно.

И вообще, чем сильнее страсти (любые), тем интенсивнее работает сердце, а вместе с ним и системы нервной, гормональной регуляции. То, что я говорю, абсолютно не противоречит нашим религиозным догматам. Человек по природе – существо двуединое: духовное в широком смысле слова и вместе с тем телесное. С одной стороны сердце является мощным органом, обеспечивающим кровоснабжение организма. С другой – все движения человеческой души (гнев, страсть, любовь) сказываются на его работе. Если совесть больна, сердце может начать функционировать неправильно. То же происходит, когда человек надолго впадает в депрессию…

– Не случайно в православии гнев и уныние считаются смертными грехами.

– Злоба и гнев – это тяжёлые стрессы с отрицательным знаком. То же можно сказать об унынии и других страстях.

– Можно ли к ним можно отнести похоть, которую многие СМИ именуют любовью, хотя она прямо противоположна любви в христианском понимании?

– Физиологическая любовь присутствует у супругов, её нельзя называть похотью. Но бывает ещё страсть необузданная, которая свойственна «ветхому» человеку, ведь инстинкт продолжения рода самый сильный. Во время удовлетворения этой страсти сердце начинает биться очень часто. Но если человек безудержно предаётся ей, то нагрузки на сердце могут стать запредельными и привести к инфаркту. Иногда это случается прямо во время полового акта.

– Насколько духовная жизнь благотворно воздействует на сердце?

– Каждый человек от рождения наделён чувством нравственности. Как говорил Иммануил Кант, два явления в природе поражают больше всего – звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас. И он считал, что нравственность есть доказательство бытия Божия. То есть нравственное чувство дано Богом, это Его голос внутри человека.

Подавляющее большинство людей как бы содержат внутри себя этот закон. Исключение составляют нравственные уроды, которые, к сожалению, встречаются. Но когда нормальный человек нарушает нравственный закон, у него в нервной системе, в мозгу откладывается этот случай. То есть отметка о том, что он поступил непорядочно.

Это даёт возможность человеку со временем осознать свой грех и в конце концов покаяться в нём. Человеку, у которого нет нравственного чувства, каяться не в чём. Он не понимает, что плохо поступает. Но в большинстве случаев даже у самого закоренелого грешника где-то в глубине души остаётся чувство неблагополучия. Может быть, он его вытесняет, пытается забыть, доказывает себе всеми силами, что не мог поступить иначе, что он должен был убить.

У такого человека в памяти, в сердце сохраняется чувство какой-то своей нравственной несостоятельности. Это чувство очень тяжёлое, он его вытесняет, а оно всплывает. В сновидениях, поступках. Это стойкий очаг возбуждения в коре головного мозга – он ведь, в конце концов, электрический…

– Душевные переживания отражаются на материальных процессах, протекающих в мозге?

– Вся наша духовная деятельность сопряжена с физическими процессами. Высочайшее проявление такого сопряжения – процесс Воскресения Иисуса Христа. Таинственный, невероятный! Научное описание кажется вульгарным, однако он, тем не менее, был запечатлён на ткани – Туринской Плащанице.

Но вернёмся к очагу возбуждения. Этот электрический сигнал или поле запоминается клетками и нарушает их деятельность. Они уже работают не так, как следует. Очаг возбуждения начинает распространяться.

– Каким образом?

– В физике есть такое понятие – индукция: заряженный объект формирует вокруг себя электрическое поле с противоположным знаком. Я очень примитивно излагаю, на самом деле всё сложнее... Но суть в том, что поле возбуждения вокруг этого «очага неблагополучия», который в голове застрял, может распространяться с коры на подкорку. А там заложены центры регуляции дыхания, двигательной активности, работы желудка и кишечника, сердца и сосудов и т. д. Вот откуда берут происхождение гипертоническая болезнь, аритмия, язва, синдром раздражённого кишечника с постоянными болями в животе, а также огромное количество психосоматических (душевно-телесных) заболеваний.

Так перекидывается мостик между тяжёлым нравственным состоянием человека, грехом и расстройствами здоровья. Грех осознаётся человеком, но он пытается оправдаться в собственных глазах и представлении близких, и конце концов это приводит к тому, что вся телесная составляющая начинает работать неадекватно.

Вразумление болезнями

– Православные знают, что многие недуги лечатся покаянием. Что оно даёт с медицинской точки зрения?

– Покаяние даёт разрешение, избавление от постоянного чувства тяжести. Человек чувствует освобождение от греха. Это очень тонкое чувство, которое знают все воцерковлённые люди: «Я сегодня так исповедовался – камень свалился с души». Человек вспомнил то, что всю жизнь терзало его и подтачивало здоровье. Эта тяжесть как-то спадает. Конечно, покаяние невозможно полностью свести к физиологии, но тот очаг дурного возбуждения, о котором я говорил, в результате этого жизненного поступка затухает, верующему становится легче. Если, например, у человека было постоянное чувство неблагополучия, породившее гипертонию, и на фоне этого состояния – спазмы, то после покаяния как бы отпускает, становится легче.

Церковь учит тому, что великое таинство покаяния спасительно для человека. В нём заключён огромный духовно-нравственный смысл. И, как у двуединого существа, улучшение духовного состояния благотворно отражается на теле.

– Известны случаи, когда глубокое покаяние освобождало от болезней, в том числе от неизлечимых с точки зрения медиков. Ведь на исповеди человек не только констатировал свой грех, но обещал не повторять его и потом держал слово. Значит, исчезла причина, порождавшая болезнь?

– Да, есть такая причинно-следственная связь. Если человек твёрдо решил, что больше не будет грешить, и держит слово, то болезнь может пройти. Но ведь есть грехи, которые невозможно исправить, например, убийство ребёнка с помощью аборта. Чувство вины, пусть заглушённое, может преследовать родителей всю жизнь – со всеми негативными последствиями для души и тела. Это их крест. Но хорошо уже то, что они не будут повторять это преступление. И у них есть надежда, что милостивый Господь их простит.

– Как относятся православные врачи к суррогатному материнству, которое недавно было разрешено в России законом: ребёнка зачинают «в пробирке», дают выносить и родить посторонней женщине (которая нанимается на эту работу), а потом отбирают у неё младенца?

– Относятся отрицательно – в любых случаях. Потому, что это неестественно, это насилие над человеческой природой. Тут часто возникают такие психологические коллизии, которые очень трудно поддаются разрешению.

– В чём вы видите насилие над естеством?

– Женщина вынашивает чужой плод, зачатый не ею, питает его своими соками и начинает испытывать к нему материнские чувства. А генетическая мать стоит в стороне и ждёт не дождётся, когда она сможет поцеловать своего ребёнка. Трагичная ситуация. Бывают вообще парадоксальные, жуткие случаи, когда плод вынашивает и рожает… мать своей дочери, не способной это делать.

– Чего же тут жуткого, если всё по-семейному: бабушка ещё больше будет любить своего внука, если станет ему немного матерью?

– Вы знаете, получается, что у ребёнка две матери. Кто же настоящая? Всё здесь противоестественно… Выносившая мать не хочет отдавать своего ребёнка, он для неё стал уже родным. По-видимому, действительно какие-то духовные связи устанавливаются.

В любом случае суррогатное материнство – это насилие над человеческой природой. И чем больше её пытаются обмануть, тем больше она наказывает болезнями и несчастьями – детей и матерей.

– Скажите, любовь к себе, самолюбие – полезно или вредно для здоровья?

– Господь сказал: возлюби ближнего как самого себя. Значит, Он предполагает, что человек себя любит и это не грех. Должно себя беречь – и для детей, и для родителей, и для всех членов общества. И для себя, чтобы исполнить замыслы Господни о себе.

– А как действует на человека любовь к себе за счёт других, когда он ради получения каких-то благ обманывает, обворовывает, эксплуатирует людей?

– Это убийство ближнего. Например, человек может заболеть и умереть от того, что ты лишаешь его средств существования. Такое себялюбие – тяжкий грех. И когда человек его осознаёт (а почти всегда осознает), это очень плохо отражается на здоровье.

Островки православной медицины

– Вы, Александр Викторович, всегда призываете к привнесению в медицину православных ценностей, чтобы совесть не позволяла врачам идти на преступления…

– Конечно. Но православных врачей мало. Христианской медицины вообще нет ни в одной стране, потому что нравственность низко упала и продолжает падать.

– Но утешает знание о том, что православные врачи существуют и к ним можно обратиться за помощью.

– Я думаю, что можно говорить лишь об отдельных очагах православной медицины. Когда больной и врач верующие, между ними устанавливается какая-то духовная связь. Третьим в этом союзе становится батюшка, который приходит соборовать, исповедовать, причастить. Это уже островок православной медицины, который может быть и в обычной больнице.

У нашего Общества православных врачей главная задача – способствовать христианизации медицины, привнесению в неё высоких нравственных ценностей, которыми славилась русская школа.

Одно из самых страшных преступлений, которые были совершены Ельциным и его окружением, – коммерциализация медицины. Когда финансовые тяготы перекладываются на плечи больного, когда между ним и врачом устанавливаются торговые взаимоотношения – это страшный грех. Если в медицине правит бал рынок – какие тут могут быть христианские традиции?

– А как же православные врачи, которые такую маленькую зарплату получают, могут кормить свои семьи?

– Вы знаете, я считаю, что это дело совести каждого врача. В Евангелии сказано, что каждый трудящийся достоин пропитания. Но этим указана и мера, которой православный человек может не стыдиться: пропитание. Правда, на 10–15 тысяч рублей в месяц оно бывает очень скудным. Поэтому я считаю, что православный врач имеет право не отвергать скромную благодарность. Состоятельный пациент поможет тебе дожить до очередной получки. Но если твоя душа не позволяет брать, тогда – вторая работа, третья.

Вопрос очень трудный, индивидуально решаемый. Это дело совести.